АвторПовідомлення





Повідомлення: 93
Зареєстрований: 27.02.14
Репутація: 0
посилання на повідомлення  Відправлено: 16.05.14 13:13. Заголовок: Саенко С.И., ТОПОЛОГИЗАЦИЯ БЫТИЯ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА УКРАИНЫ


УДК 342.9

ТОПОЛОГИЗАЦИЯ БЫТИЯ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА УКРАИНЫ

Саенко С.И., к.ю.н., доцент,
Луганский государственный университет внутренних дел имени Э.А. Дидоренко

Аннотация: приводится характеристика действия норм административного права в пределах территориального суверенитета украинского государства; анализируются подвиды территориального действия данных социальных регуляторов.
Ключевые слова: административное право, норма, действие норм, классификация, государственная территория, Украина.

Annotation: description over of action of norms of administrative law is brought within the limits of territorial sovereignty of the Ukrainian state; the subspecieses of territorial action of these social regulators are analysed.
Keywords: administrative law, norm, action of norms, classification, state territory, Ukraine.

Общая площадь Украины - 603700 км2, что составляет 5,7% территории Европы и 0,44% территории мира. Общая длина границ - 6992 км. Из них: длина сухопутных границ - 5637 км.; длина морского участка границы -1355 км. (по Черному морю – 1056,5 км.; по Азовскому морю – 249,5 км; по Керченскому проливу – 49 км.).

Украина расположена в Центрально-Восточной Европе, в юго-восточной части Восточноевропейской равнины, между 44''20' и 52''20' северной широты и 22''5' и 41''15' восточной долготы. Она имеет общие сухопутные государственные границы с Беларусью на севере, с Польшей на западе, с Венгрией, Румынией, Молдовой и Словакией на юго-западе, с Россией на востоке. Юг Украины омывается Черным и Азовским морями.

Также она имеет морские границы с Румынией, Россией, Болгарией, Турцией и Грузией.

С севера на юг территория украинского государства протягивается на 893 километра, с запада на восток - 1316 километров. Украина является наибольшим государством, границы которого не выходят за пределы Европы. Крайние точки ее территории: на севере – с. Петровка (Черниговская область); на юге - мыс Сарыч (Автономная Республика Крым); на западе - г. Чоп (Закарпатская область); на востоке - с. Красная Звезда (Луганская область).

Приведенная выше информация сегодня доступна для ознакомления всем пользователям Интернет-ресурсов. Она подается как характеристика территории украинского государства [1]. В силу этого любой человек, который ознакомится с нею, может поспешно предположить, что именно в обозначенных пространственных приделах действуют нормы административного права Украины. Следовательно, и санкции этих норм применяются исключительно в указанных границах.

Однако если аналогичный вывод поспешит сделать представитель украинской административно-правовой науки, то для него это будет равносильно признанию своей некомпетентности. Ученый-административист должен, как минимум, не делать поспешных выводов по анализируемому вопросу, а более скрупулезно его исследовать и представить на суд общественности уже научно-обоснованные аргументы в подтверждение или опровержение такой информации.

Руководствуясь именно данным правилом, мы попытаемся по возможности понятно и содержательно осветить отдельные аспекты пространственного действия норм административного права, которые сегодня отражают особенности территориального суверенитета Украины.
На наш взгляд, в качестве самостоятельных подвидов действия норм административного права в пределах территориального суверенитета Украины можно выделить:

1) внутрилокальное действие определенной части норм административного права, которое не выходит за пределы государственной границы Украины. О существовании данного подвида позволяет заявить анализ содержания тех нормативно-правовых актов, которые регламентируют полномочия органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления в принятии административно-правовых норм локального действия – т.е. таких, которые могут реализовываться (действовать) только лишь в приделах установленной административно-территориальной единицы или даже на определенном участке местности. Нормы административного права с указанными параметрами территориального действия свое закрепление получают, как правило, в решениях местных советов и их комитетов, а также в распоряжениях глав сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного и областного советов (ст. 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине») [2]. Кроме этого, предусмотрена возможность фиксации соответствующего подвида норм как распоряжениями глав местных государственных администраций, так и приказами руководителей структурных подразделений данных государственных органов (ст. 6 Закона Украины «О местных государственных администрациях» предусматривает) [3].

2) действие отдельных норм административного права на всей территории, рубежи которой обозначены государственной границей Украины. Здесь необходимо отметить следующие особенности. Во-первых, те характеристики территории Украины, которые были приведены вначале этой статьи, применимы как раз к указанному подвиду пространственного действия административно-правовых норм. Во-вторых, если говорить о самих нормах, которые характеризуются обозначенными параметрами территориального действия, то следует также акцентировать внимание и на том факте, что такие нормы содержаться в большей части законодательства Украины. В-третьих, территориальные параметры действия анализируемого подвида норм административного права сегодня четко определяются Законом Украины «О государственной границе Украины». Например, в ст. 1 данного нормативного акта говорится о том, что государственной границей Украины является линия и вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, которые определяют границы территории Украины - суши, вод, недр, воздушного пространства. В свою очередь ст. 3 последнего закрепляет, что государственная граница Украины устанавливается: а) на суше - по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; 2) на море - по внешней границе территориального моря Украины; 3) на судоходных реках - посередине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках (ручьях) - по их середине или посередине главного рукава реки; на озерах и других водоемах - по прямой линии, которая соединяет выходы государственной границы Украины к берегам озера или другого водоема; 4) на водохранилищах гидроузлов и других искусственных водоемах - в соответствии с линией государственной границы Украины, которая проходила на местности к их заполнению; 5) на железнодорожных и автодорожных мостах, плотинах и других сооружениях, которые проходят через пограничные участки судоходных и несудоходных рек (ручьев), - посередине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения государственной границы Украины на воде (ст. 3) [4].

3) внешнелокальное действие некоторых административно-правовых норм за пределами государственной границы Украины, но в пределах ее государственной территории, т.е. территориального суверенитета. В данном случае речь идет уже о нормах административного права, которые распространяют свое действие на: дипломатические представительства и консульские учреждения украинского государства за рубежом, а также его постоянные представительства при международных организациях; морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом Украины, искусственные острова, установки и сооружения в исключительной (морской) экономической зоне последней; кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие украинскому государству и находящиеся в открытом море или космосе. Добавим, что военные корабли приравниваются условно к территории украинского государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда только в водах и воздушном пространстве Украины, в открытом море и воздушном пространстве над ним.
Нормы административного права с приведенными параметрами территориального действия сосредоточены в Законах Украины «О дипломатической службе» от 20 сентября 2001 года № 2728-III [5] и «О исключительной (морской) экономической зоне Украины» от 16 мая 1995 года № 162/95-ВР [6], «Консульском уставе Украины», утвержденном Указом Президента Украины от 2 апреля 1994 года № 127/94 [7], «Положении о применении осмотровых групп Морской охраны Государственной пограничной службы Украины во время проведения осмотра украинских и иностранных невоенных судов», утвержденном приказом Администрации Государственной пограничной службы Украины от 22 мая 2012 года № 360 [8], а также ряде других нормативно-правовых актов.

4) действие определенной части норм административного права в пределах всей государственной территории, рубежи которой выходят за государственную границу Украины. Некоторая часть норм административного права с указанными параметрами территориального действия сосредоточена в Таможенном кодексе Украины (далее - ТКУ). Сегодня такие нормы допускаются к реализации на всей украинской таможенной территории. Важно только учитывать при этом, что пределами последней выступает таможенная граница украинского государства, которая по своим масштабам хотя и шире государственной границы, но тоже ограничивается пределами искусственных островов, установок и сооружений, созданных в исключительной (морской) экономической зоне Украины (ст. 10 ТКУ) [9].

Анализируемый подвид территориального действия норм административного права необходимо уметь правильно отграничивать от предыдущего, поскольку в этом плане существуют определенные нюансы, связанные с искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной (морской) экономической зоне Украины, и которые следовало бы знать.

Как уже было отмечено выше, часть норм административного права, которая содержится в ТКУ, распространяет свое действие в пределах всей таможенной территории, рубежи которой шире государственной границы Украины – т.е. такие нормы могут реализовываться в любых участках таможенной территории одинаково, в том числе и на обозначенных объектах. Однако в административно-правовых нормах внешнелокального действия аналогичных параметров реализации не заложено, поэтому они могут быть реализованы исключительно лишь за пределами государственной границы Украины, в частности на упомянутых установках, сооружениях и искусственных островах. Таким образом, масштаб территориального действия этих норм значительно меньше по сравнению с теми нормами административного права, которые распространяют свое действие на всю государственную территорию Украины. И именно данную особенность не следует выпускать из вида.

Общетерриториальное действие имеют и некоторые нормы, зафиксированные в Кодексе Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП). Сегодня, например, трудно оспорить тот факт, что за совершение значительной части административных проступков граждане Украины могут быть привлечены к административной ответственности независимо от того, в какой точке государственной территории они прибывают. Речь идет о таких составах административных деликтов, как: нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (ст. 42 КУоАП), мелкое хищение (ст. 51 КУоАП), коррупционные правонарушения (глава 13-А КУпАП), неправомерное использование государственного имущества (ст. 1841 КУоАП), уклонение от выполнения законных требований прокурора (ст. 1858 КУоАП), самоуправство (ст. 186 КУоАП), нарушение законодательства о государственной тайне (ст. 2122 КУоАП) [10]. И данный перечень можно было бы продолжить дальше, но в этом нет необходимости. Приведенных примеров уже достаточно для того, чтобы подтвердить наличие существования норм административного права с потенциалом действия, рассчитанного на масштабы всей государственной территории Украины, а КУоАП признать источником их закрепления.

Литература

1. Территория Украины. Информационно-справочный сайт «Украина» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://proukraine.net.ua/RUS/Territory_Ukraine_rus.htm.
2. Про місцеве самоврядування в Україні: Закон України від 21 травня 1997 року № 280/97-ВР // Відомості Верховної Ради України. – 1997. - № 24. - Ст. 170.
3. Про місцеві державні адміністрації: Закон України від 9 квітня 1999 року № 586-XIV // Відомості Верховної Ради України. – 1999. - № 20-21. - Ст. 190.
4. Про державний кордон України: Закон України від 4 листопада 1991 року № 1777-XII // Відомості Верховної Ради України. – 1992. - № 2. – Ст. 5.
5. Про дипломатичну службу: Закон України від 20 вересня 2001 року № 2728-III // Відомості Верховної Ради України. - 2002. - № 5. – Ст. 29.
6. Про виключну (морську) економічну зону України: Закон України від 16 травня 1995 року № 162/95-ВР // Відомості Верховної Ради України. – 1995. - № 21. – Ст. 152.
7. Про Консульський статут України: Указ Президента України від 2 квітня 1994 року № 127/94 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: // http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/127/94.
8. Про затвердження Положення про застосування оглядових груп Морської охорони Державної прикордонної служби України під час проведення огляду українських та іноземних невійськових суден: Наказ Адміністрації Державної прикордонної служби України від 22 травня 2012 року № 360 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: // http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0993-12.
9. Митний кодекс України від 13 березня 2012 року № 4495-VI // Відомості Верховної Ради України. – 2012. - № 46-№ 48. – Ст. 552.
10. Кодекс України про адміністративні правопорушення від 7 грудня 1984 року № 8073-X [Електронний ресурс]. – Режим доступу: // http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/80731-10.

Спасибі: 0 
ПрофільЦитата Відповісти
Відповідей - 17 , стр: 1 2 All [тільки нові]





Повідомлення: 9
Зареєстрований: 19.05.14
Репутація: 0
посилання на повідомлення  Відправлено: 23.05.14 14:06. Заголовок: 1) гражданин Болгари..


1) гражданин Болгарии может руководствоваться нормами права, закрепленных в НПА. Но нормами ли АП Украины? - приведите хотя бы пример из реального НПА и если в нем будет описание всех трех структурных элементов нормы (я ее в таком только варианте вижу, точку зрения на существование норм-дефиниций, норм-принципов и т.д. - не разделяю), то тогда я смогу ответить, где она может действовать и является ли определенная совокупность нормативных положений именно нормой АП Украины!!!
2) опять же, только высказывая свою точку зрения, полагаю, что норм международно-правовых актов не существует (к слову о делении понятий), а есть разновидность норм или полностью закрепленных в международном документе, или там может найти свое закрепление лишь какой-то ее элемент, или даже нормативное положение, входящие в содержание санкции, гипотезы или диспозиции нормы. Являются ли они нормами АП Украины? - Позвольте сначала Вам ответить вопросом на вопрос, что бы определиться в каком ракурсе в дальнейшем вести дискуссию: " А является ли тогда хотя бы норма, содержание которой целиком закреплено в международном документе, нормой Германии, Франции, Италии и т.д., ели данный документ ратифицирован этими странами помимо Украины?". Как ее назвать? Нормой всех стран????? Административного права?????
-----Поэтому, возвращаясь к дискуссии о действии норм в пространстве, я считаю, что нужно исходить, как минимум, из того - а какую из норм следует называть нормой именно АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, да еще и УКРАИНЫ?
Вот нормы АП Украины имеют территориальное действие не только в пределах ее гос. суверенитете, но и вне (т.е. так называемое экстерриториальное действие) - примеры мы некоторые с Вами обсуждали.
С благодарностью за внимание к моему докладу и ожиданием продолжения дискуссии, Саенко С.


Спасибі: 0 
ПрофільЦитата Відповісти



Повідомлення: 3
Зареєстрований: 15.05.14
Репутація: 0
посилання на повідомлення  Відправлено: 09.06.14 21:21. Заголовок: Извиняюсь за паузу, ..


Извиняюсь за паузу, по возможности продолжим.
1)За примерами далеко ходить не будем - обратимся к положениям Конституции Украины.
Ст.40 "Все имеют право направлять индивидуальные ... письменные обращения.... в органы государственной власти, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок". Здесь можно увидеть только элементы правовой нормы, именуемые гипотезой и диспозицией. Санкции в традиционном для теории права смысле тут нет. Но что мешает ей быть в другом источнике административного права Украины? К примеру, Дисциплинарный устав ОВД Украины, который предусматривает ответственность, в т.ч. служащего МВД Украины за несвоевременный ответ на обращение гражданина Болгарии.
Гипотеза, диспозиция, санкция - это элементы логической структуры нормы, но не елементы ее словесной формулировки в НПА.
Как вариант, если попытаться выстроить эту логическую структуру, рассматриваемая норма может получиться примерно такой:
Если Вы подпадаете под категорию "Все", то Вы имеете право направлять индивидуальные письменные обращения в органы государственной власти (Украины), на которые, в свою очередь, имеете право получить своевременный и обоснованный ответ, иначе ответственные за направление такого ответа лица понесут дисциплинарную ответственность.
Ну, можно и по-другому сформулировать, но в том-то и проблема, что словесно выразить содержание правовой нормы, да еще чтобы и красиво было, достаточно сложно.
2) Я думаю, что речь все же идет о словесном выражении правовой нормы в международно-правовом акте. Возможно, такая словесная формулировка может быть одна, а нормы - разные. То есть действительно одно и то же положение международного акта содержит в себе одновременно и норму права Украины, и России, Франции, и других стран.
А как считаете Вы? Это единая норма? И не административного, а международного права?
Заранее благодарен, и так же в ожидании продолжения дискуссии)

Спасибі: 0 
ПрофільЦитата Відповісти
Відповідей - 17 , стр: 1 2 All [тільки нові]
Відповідь:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
великий шрифт малий шрифт надрядковий підрядковий заголовок великий заголовок відео з youtube.com картинка з інтернету картинка з комп'ютера посилання файл з комп'ютера російська клавіатура транслітератор  цитата  лапки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальна лінія відступ крапка LI рядок, що біжить оффтопик згорнутий текст

показувати це повідомлення тільки модераторам
не робити посилання активним
Ім'я, пароль:      реєструватися    
Тему читают:
- учасник зараз на форумі
- учасник зовні форуму
Всі дати у форматі GMT  2 годину. Хітів сьогодні: 0
Має рацію: смайлы так, картинки так, шрифти так, голосування ні
аватари так, автозаміна посилань вкл, премодерацiя откл, правка ні



Яндекс.Метрика